Эта
статья пригодится, прежде всего, профессиональным промоутерам - то, что
очевидно для философа, не всегда очевидно для специалиста другого
профиля. Равно, верно и обратное - философ найдет в этой статье то, как
именно можно применять абстрактные знания на практике, в данном случае
в рекламном бизнесе. Ну и поскольку волна рекламы захлестнула весь мир,
и иногда, попадая в рот, мешает спокойно плыть по жизни всем нам,
думаю, нижеследующий текст будет небезынтересен любому человеку,
умеющему читать. Предпосылки. Ведя переговоры,
относительно той или иной рекламной стратегии, часто приходится
говорить одно и то же. Говорить одно и то же. Говорить одно и то же…
Сказав 100 раз одно и то же, начинаешь постепенно понимать, что проще
все неоднократно сказанное, воплотить в печатные символы - авось
будущий клиент или партнер удосужится прочесть - экономия времени
очевидна. Для начала определимся с терминологией. Не буду цитировать словарные данные, напишу коротко и ясно: Реклама - это делание чего-либо известным. У
нас есть нечто и мы хотим, чтобы об этом нечто, кто-то что-то узнал. Мы
производим для этого некие действия. И эти действия называются
рекламой. Также, рекламой называется физическое воплощение чего-либо,
помогающее нам в этих действиях. Поток - направленное движение из одной точки в другую. Есть пункт А и пункт Б. Из пункта А в пункт Б стройной колонной идут пионеры, причем, когда начало колонны уже находится в пункте Б, то конец колонны еще в пункте А. И все это непрерывно и направленно движется. В данном случае можно говорить о том, что имеет место поток пионеров. Какое отношение имеет к рекламе поток пионеров? Абсолютно никакого. Зато поток, как концептуальное понятие имеет самое непосредственное отношение к рекламе, ибо Реклама без потоков невозможна! И
даже с описательной точки зрения, когда мы говорим о рекламе, проще
всего выражать процессы, имеющие к ней отношение, именно в терминологии
потоков. Итак. Реклама - прежде всего поток информации. А уже потом все остальное. Поясню на примере: - Вы смотрите телевизионную рекламу - вы принимаете поток информации исходящий с экрана.
- Видите банер на сайте - тот же поток, но с монитора.
- Щитовая реклама… Ну и так далее.
Еще раз: Реклама - это потоки информации. ОК. Ну
и что? - спросите вы. Вы абсолютно правы - пока ничего ни чего
особенного я не сказал - это было вступление. Мы определились с
терминами и понятиями. И теперь рассмотрим, как именно мы можем
применить привязку потоков к рекламе на практике. Для всякого индивидуума, оптимальная мощность потока индивидуальна. Это не тавтология и не каламбур. Это жизнь. Для
большинства из нас мощность потока телевизионной рекламы чересчур
велика. Жадность телевизионных каналов приводит к тому, что нам
приходится снижать восприятие во время «рекламных пауз». То есть
понимаете - мы просто снижаем восприятие - это наша защитная реакция.
Чтобы пробить защиту, стали увеличивать мощность потока (громкость
сигнала) во время рекламы. Но это не есть правильное решение - бОльшая
громкость - бОльшая степень снижения восприятия. Грубой силой такие
вещи не решаются. Мы же не лесорубы, мы промоутеры. Наиболее
прогрессивные рекламные агентства где-то понимают этот момент. Равно
как понимают и то, что когда восприятия человека притупляются, Ее
Величество Бессознательное вступает в свои права. Они строят свою
рекламу исходя из перенаправления потока, обращаясь уже не к сознанию,
а к подсознанию. Но это требует бааальшого мастерства и знания человека
- это уже искусство. Итак, для максимального воздействия
мощность потока должна быть оптимальной. Но как это сделать, если она
индивидуальна от человека к человеку? Тут бы как раз и вспомнить о
преимуществах Интернета и о его интерактивности, и изначальной
способности к таргетингу… Ух. Интернет-промоутеры тоже люди,
они тоже смотрят телевизор. И по образу и подобию покрывают половину
экрана цветастыми мигающими баннерами, на которые никто не смотрит
потому что… Правильно. Потому, что когда мощность потока слишком
велика, человек снижает восприятие. Видя это, интернет-рекламщики
придумали поп-апы. Ну и так далее - гонка вооружений продолжается по сей день. Решение.
Снижать мощность потока однозначно. Я не знаю, как именно вы это
сделаете - ситуации бывают разные. Но снижать мощность потока для
эффективной рекламы просто жизненно необходимо! Правильное направление потока информации - основа эффективной рекламы. Вы
приходите в магазин, заметили на витрине что-то, что вам понравилось.
Ваш поток внимания направлен на приглянувшуюся вещь, вы уже почти
собрались ее купить… - Я могу вам чем-нибудь помочь? (как гром, среди ясного неба) Поток рассеян, но еще не до конца. Вы отрицательно трясете головой и опять направляете внимание на то, что вам понравилось. - Может подсказать что-нибудь? - Да, подскажите, пожалуйста, какой болван взял вас на эту работу? (это действительно будет хороший вопрос в данной ситуации, возможно, даже позовут директора магазина) Продажа сорвана. Правильное решение:
поток направлен на что-то, но еще достаточно слаб - усильте его. Но ни
в коем случае не рассеивайте. Рекламируйте товар, а не свою вежливость.
Например: - На этот телевизор у нас три года гарантии. (поток усилен) Хотя, памятуя о мощи потока, помните, что слишком сильный поток - тоже не есть хорошо. Здесь
мы рассмотрели индивидуальный аспект рекламы. В большинстве же случаев
приходится иметь дело с рекламой массовой. И опять хочется упомянуть о
преимуществах рекламы в Интернете, идеально приспособленном для
таргетинговой (направленной) рекламы. И опять вспомнить
интернет-рекламщиков, часто смотрящих телевизор. Не удаляйте это письмо, пока не прочтете!!!
(прямой аналог офф-лайнового «Могу ли я чем-нибудь помочь») -
естественно письмо сразу летит в корзину. Это естественно. Поток
направляется именно на то, чтобы удалить это письмо, причем направляет
его тот, кто хочет получить обратный эффект. Парадокс? Нет,
элементарная глупость и необразованность. Я не буду здесь
рассматривать спам с точки зрения «плохо» или «хорошо» - ИМХО это
просто один из видов рекламы. Мы же не протестуем против телевизионной
рекламы как таковой - мы смирились с тем, что если мы смотрим
телевизор, то мы имеем рекламные ролики. Так же и со спамом - у нас
есть почтовый ящик - мы имеем спам. Другое дело, что тотальная
ненаправленность (большая часть рекламных писем нам не нужна) в
сочетании с мощью потока (большое количество писем) в данном случае
вызывает протест. Таргетинг, и еще раз таргетинг. Конечно,
с точки зрения интернет-рекламы, наибольшим таргетингом обладает
контекстная реклама в поисковых машинах (Бегун, Яндекс-Директ). Она же
и самая дорогая. Преимущества очевидны. Недостатки имеются, но
по-мелочам, скорее в реализации, нежели концептуально. И, наконец, последний аспект, который я хочу здесь рассмотреть: Равновесие потоков в рекламе. - Есть поток входящий - когда мы наливаем воду в кружку, то кружка принимает входящий поток воды.
- Есть поток исходящий - вода течет из крана - кран испускает исходящий поток воды.
Основная
проблема рекламы как явления - многократное превышение исходящего
потока информации от рекламодателя, над реальным входящим. Оптимальным
соотношением является 50 на 50. Сразу
оговорюсь - я не имею в виду денежный аспект. Когда мы говорим о
денежных потоках, мы имеем в виду, скорее потоки энергии. И хотя и
информационная часть здесь тоже присутствует, но она слишком
неочевидна, несмотря на свою первичность. Так вот, выплескивая
огромные потоки информации на потребителя, и не давая ему возможности
ответить тут же - реклама, несомненно, вызывает раздражение. Вы
общались когда-нибудь с человеком, который говорит, говорит, говорит… И
на попытку вставить замечание в беседу, обрывает: - Подожди! И говорит, говорит… Человек
устроен так, что баланс входящих и исходящих потоков для него
естественен от рождения (в случае «говорит, говорит…» - это скорее
нарушение, нежели естество). И когда мы получаем входящий поток, нам
вполне естественно тут же хочется ответить исходящим. Итак, мы смотрим
рекламу по телевизору - получаем входящий поток и… Зависаем с этим
потоком. Больше поток - круче зависание. По идее это зависание мы
должны «разрядить» в ближайшем магазине, но слишком большой поток и
здесь может привести к противоположному эффекту. И приводит. Большое
зависание может вызвать эдакий «потребительский ступор». Впрочем,
момент зависания на ТВ обходится весьма оригинально - я имею в виду
рекламу, типа «позвони прямо сейчас» - да, здесь промоутеры имеют в
виду именно этот аспект человеческого естества. Интернет.
Мировые объемы продаж в интернет-магазинах все растут, именно потому,
что Интернет дает возможность вернуть поток практически моментально и
даже не в виде денег - можно просто написать комментарий
(информационный поток возвращен). Теперь покупатель может приобрести
что-то не чувствуя себя «жертвой рекламы» - баланс потоков
восстановлен, как на энергетическом, так и на информационном уровне. А удовлетворенный полностью покупатель - это потенциально постоянный покупатель. Вот
на данный момент и все, что можно вкратце здесь сказать. Именно
вкратце. Потому, что теория потоков, как впрочем, и реклама охватывает
всю нашу жизнь. И все аспекты в одной маленькой статье рассмотреть
просто невозможно. Если понравится - сообщите почтой - выкрою
пару-тройку часов - напишу продолжение. Всех благ!
|